Вариатор или автомат: плюсы и минусы, что лучше и надёжнее?

При планировании покупки автомобиля у автолюбителей возникает вопрос о выборе трансмиссии: автомат или вариатор. Информации о каждой из них имеется предостаточно, однако вопросы все равно остаются. В этой статье расскажем про особенности каждого варианта, разберем, чем отличается автомат от вариатора.
Содержание статьи

Вариатор или автомат: плюсы и минусы, что лучше и надёжнее?

При планировании покупки автомобиля у автолюбителей возникает вопрос о выборе трансмиссии: автомат или вариатор. Информации о каждой из них имеется предостаточно, однако вопросы все равно остаются. В этой статье расскажем про особенности каждого варианта, разберем, чем отличается автомат от вариатора.
Содержание статьи

Какие бывают АКПП?

роботизированная коробка передач;
классический автомат-гидротрансформатор;
бесступенчатый вариатор.
К автоматическим коробкам передач, то есть автомобилям с двумя педалями, относятся три вида трансмиссий:
Робот больше похож на механическую коробку, отличие в том, что сцепление и переключение скоростей управляется автоматически. Этот вариант встречается реже, поэтому далее будем сравнивать автомат и вариатор.

Автоматическая КПП используется на большом количестве автомобилей. Принцип действия автомата позволяет самостоятельно выбирать переключение скоростей, выбор передаточного отношения. Автомат помогает легко трогаться с места и выполнять переход между скоростями в зависимости от стиля езды водителя.
Мы производим диагностику АКПП в составе периодического технического облуживания либо при возникновении неисправностей. Современная диагностика на технологическом оборудовании помогает проанализировать износ деталей, предотвратить серьезные поломки.
Вариатор — это более молодой механизм, второе название его — CVT (Continuously Variable Transmission). Работа такой коробки передач основана на отсутствии фиксированных передач и плавном переходе между передаточными числами в определенном диапазоне в текущее конкретное время.
Большая сложность конструкции вариатора делает востребованной диагностику в процессе эксплуатации. Тщательное соблюдение правил эксплуатации значительно продлевает срок службы агрегата.

Каждая из АКП имеет своих любителей и противников. Мы разберем, чем отличается вариатор от автомата и какой в итоге сделать выбор между ними.
Вариатор
Автомат

Какие бывают АКПП?

К автоматическим коробкам передач, то есть автомобилям с двумя педалями, относятся три вида трансмиссий:
Робот больше похож на механическую коробку, отличие в том, что сцепление и переключение скоростей управляется автоматически. Этот вариант встречается реже, поэтому далее будем сравнивать автомат и вариатор.

Автоматическая КПП используется на большом количестве автомобилей. Принцип действия автомата позволяет самостоятельно выбирать переключение скоростей, выбор передаточного отношения. Автомат помогает легко трогаться с места и выполнять переход между скоростями в зависимости от стиля езды водителя.
Мы производим диагностику АКПП в составе периодического технического облуживания либо при возникновении неисправностей. Современная диагностика на технологическом оборудовании помогает проанализировать износ деталей, предотвратить серьезные поломки.
Вариатор — это более молодой механизм, второе название его — CVT (Continuously Variable Transmission). Работа такой коробки передач основана на отсутствии фиксированных передач и плавном переходе между передаточными числами в определенном диапазоне в текущее конкретное время.
Большая сложность конструкции вариатора делает востребованной диагностику в процессе эксплуатации. Тщательное соблюдение правил эксплуатации значительно продлевает срок службы агрегата.

Каждая из АКП имеет своих любителей и противников. Мы разберем, чем отличается вариатор от автомата и какой в итоге сделать выбор между ними.
Вариатор
Автомат
роботизированная коробка передач;
классический автомат-гидротрансформатор;
бесступенчатый вариатор.

Разница в работе Автомата и Вариатора

Основу автоматической коробки передач составляют гидротрансформатор и механический редуктор. Гидротрансформатор работает как автоматическое сцепление, а стальные диски с фрикционами работают как механическое сцепление, включая необходимые муфты с помощью сжатия, расжатия. Редуктор содержит в постоянном зацеплении шестерни, передает между ними механическое усилие. Крутящий момент передается через рабочую жидкость без непосредственной жесткой связи с двигателем. При этом возможна остановка машины с включенной передачей.
Вариатор с помощью ременной передачи передает движение между ведущим и ведомым валами от двигателя к колесам. Есть два основных типа: клиноременной и тороидный, первый самый распространенный. Для ременной передачи применяется металлический ремень или цепь. Ведущий и ведомый шкивы при взаимодействии постепенно сдвигают приводной ремень, плавно изменяя передаточное число, переключая скорости. Масло нужно для смазывания, и предотвращения проскальзывания ремня.
Движение на машине осуществляется без рывков, это отличает его от автоматической коробки. Далее подробно сравним плюсы и минусы каждого варианта.

Разница в работе Автомата и Вариатора

Основу автоматической коробки передач составляют гидротрансформатор и механический редуктор. Гидротрансформатор работает как автоматическое сцепление, а стальные диски с фрикционами работают как механическое сцепление, включая необходимые муфты с помощью сжатия, расжатия. Редуктор содержит в постоянном зацеплении шестерни, передает между ними механическое усилие. Крутящий момент передается через рабочую жидкость без непосредственной жесткой связи с двигателем. При этом возможна остановка машины с включенной передачей.
Вариатор с помощью ременной передачи передает движение между ведущим и ведомым валами от двигателя к колесам. Есть два основных типа: клиноременной и тороидный, первый самый распространенный. Для ременной передачи применяется металлический ремень или цепь. Ведущий и ведомый шкивы при взаимодействии постепенно сдвигают приводной ремень, плавно изменяя передаточное число, переключая скорости. Масло нужно для смазывания, и предотвращения проскальзывания ремня.
Движение на машине осуществляется без рывков, это отличает его от автоматической коробки. Далее подробно сравним плюсы и минусы каждого варианта.
Преимущества вариатора
Движение и ускорение происходит в плавном темпе, без резких переключений. Движение на автомобиле сравнима с поездкой на электромобиле.
Минимум потерь энергии, высокий КПД. Короткое время передачи мощности между агрегатами позволяет быстро увеличивать разгон и набор скорости. Этот показатель выше, чем у коробки-автомат на 5-10%.
Высокая динамика разгона благодаря быстрому переключению передач.
Меньший расход топлива в связи с лучшей динамикой и более высоким КПД. Набор скорости и торможение происходит плавно, что положительно влияет на расход бензина.
Электроника выбирает подходящий режим движения, уменьшая износ деталей и продление срока эксплуатации.
Из предыдущих преимуществ вытекает несомненная экологичность автомобиля вследствие меньшего выброса угарного газа в атмосферу.
Недостатки вариатора
Невозможность применения на мощных двигателях. Основной потребитель – автомобили с мощностью до 220 л с. Более мощные двигатели слишком сильно нагружают приводной ремень вариатора.
Монотонность при ускорении несмотря на динамичный разгон. Управление машиной требует иного, специфичного стиля управления. Не приветствуется агрессивное движение с резкими стартами, перестроениями.
Запрет на буксировку других машин и прицепов, а также своей машины с выключенным двигателем. По снегу или грязи также нежелательно буксовать, так как резкий возврат к сцеплению колес опасен для бесступенчатой коробки.
Дорогое масло для замены. Отсутствие более дешевых аналогов. Нужно строго соблюдать рекомендации производителя. Что делает замену трансмиссионной жидкости в нём самым затратным при обслуживании автомобиля.
Периодическая замена ремня, что требует обращения в сервис.
Большое количество электроники делает вероятность поломки достаточно высокой. Даже мелкая неисправность может привести к отказу всей системы.
Автомобиль с вариатором желательно обслуживать с периодичностью, заданной производителем. Замена масла производится через 30 – 50 тыс км, игнорирование или умышленное увеличение этого интервала приводит к неизбежным проблемам. Сначала возникнут неурядицы с масляным насосом, потом исчезает нормальное давление и появляются пробуксовки в работе валов. В итоге изнашивается и рвется ремень, который может разрушить всю коробку. Поэтому рекомендуется проводить его замену через 100-150 тыс км пробега.
Наш сервис выполняет любые работы по ремонту вариаторов. Такой ремонт отличается от стандартных действий с АКПП, что требует высокой квалификации персонала и хорошего знания материалов и технологий.

Преимущества и недостатки вариатора

Плюсы такого выбора:
Все же он имеет ряд недостатков:
Преимущества вариатора
Недостатки вариатора
Автомобиль с вариатором желательно обслуживать с периодичностью, заданной производителем. Замена масла производится через 30 – 50 тыс км, игнорирование или умышленное увеличение этого интервала приводит к неизбежным проблемам. Сначала возникнут неурядицы с масляным насосом, потом исчезает нормальное давление и появляются пробуксовки в работе валов. В итоге изнашивается и рвется ремень, который может разрушить всю коробку. Поэтому рекомендуется проводить его замену через 100-150 тыс км пробега.
Наш сервис выполняет любые работы по ремонту вариаторов. Такой ремонт отличается от стандартных действий с АКПП, что требует высокой квалификации персонала и хорошего знания материалов и технологий.

Преимущества и недостатки вариатора

Плюсы такого выбора:
Все же он имеет ряд недостатков:
Движение и ускорение происходит в плавном темпе, без резких переключений. Движение на автомобиле сравнима с поездкой на электромобиле.
Минимум потерь энергии, высокий КПД. Короткое время передачи мощности между агрегатами позволяет быстро увеличивать разгон и набор скорости. Этот показатель выше, чем у коробки-автомат на 5-10%.
Высокая динамика разгона благодаря быстрому переключению передач.
Меньший расход топлива в связи с лучшей динамикой и более высоким КПД. Набор скорости и торможение происходит плавно, что положительно влияет на расход бензина.
Электроника выбирает подходящий режим движения, уменьшая износ деталей и продление срока эксплуатации.
Из предыдущих преимуществ вытекает несомненная экологичность автомобиля вследствие меньшего выброса угарного газа в атмосферу.
Невозможность применения на мощных двигателях. Основной потребитель – автомобили с мощностью до 220 л с. Более мощные двигатели слишком сильно нагружают приводной ремень вариатора.
Монотонность при ускорении несмотря на динамичный разгон. Управление машиной требует иного, специфичного стиля управления. Не приветствуется агрессивное движение с резкими стартами, перестроениями.
Запрет на буксировку других машин и прицепов, а также своей машины с выключенным двигателем. По снегу или грязи также нежелательно буксовать, так как резкий возврат к сцеплению колес опасен для бесступенчатой коробки.
Дорогое масло для замены. Отсутствие более дешевых аналогов. Нужно строго соблюдать рекомендации производителя. Что делает замену трансмиссионной жидкости в нём самым затратным при обслуживании автомобиля.
Периодическая замена ремня, что требует обращения в сервис.
Большое количество электроники делает вероятность поломки достаточно высокой. Даже мелкая неисправность может привести к отказу всей системы.
Надежность автомата идет несомненным первым пунктом. Конструкция механизма справляется с разными режимами эксплуатации, ресурс составляет 300 тыс. км, однако в реальности возможен гораздо больший пробег.
Доступное обслуживание. Несмотря на большое количество масла, требуемое при замене, стоимость его вполне доступна и может быть скорректирована использованием различных аналогов.
Простота вождения автомобиля с коробкой автомат делает ее незаменимым выбором для начинающих водителей.
Манера управления водителя не оказывает шокового влияния на ресурс работы автоматической коробки. Своевременные переключения скорости правильно распределяют тягу двигателя при старте, разгоне и торможении.
Легкость ремонта в связи с широким распространением и понятной конфигурацией. Большинство современных СТО успешно справляются с диагностикой и устранением неисправностей АКП.
Меньшая доля электронных частей в его составе, что делает его более легким в обслуживании и ремонте.

Преимущества классического автомата

Автоматическая коробки передач имеет следующие достоинства:
Надежность автомата идет несомненным первым пунктом. Конструкция механизма справляется с разными режимами эксплуатации, ресурс составляет 300 тыс. км, однако в реальности возможен гораздо больший пробег.
Доступное обслуживание. Несмотря на большое количество масла, требуемое при замене, стоимость его вполне доступна и может быть скорректирована использованием различных аналогов.
Простота вождения автомобиля с коробкой автомат делает ее незаменимым выбором для начинающих водителей.
Манера управления водителя не оказывает шокового влияния на ресурс работы автоматической коробки. Своевременные переключения скорости правильно распределяют тягу двигателя при старте, разгоне и торможении.
Легкость ремонта в связи с широким распространением и понятной конфигурацией. Большинство современных СТО успешно справляются с диагностикой и устранением неисправностей АКП.
Меньшая доля электронных частей в его составе, что делает его более легким в обслуживании и ремонте.

Преимущества классического автомата

Автоматическая коробки передач имеет следующие достоинства:
Динамические качества проигрывают как вариатору, так и механической КПП. Потери мощности в гидротрансформаторе приводят к временному разрыву в наборе скорости и ощущению вязкости разгона.
Небольшой КПД вытекает из отсутствия жесткого сцепления между коробкой и непосредственно двигателем, частично усилия тратятся при передаче их через давление масла.
Большой расход топлива, который является следствием предыдущих недостатков.
Некоторые водители отмечают резкие толчки или рывки при переключении, но в современных автомобилях такой эффект минимален.
Количество трансмиссионного масла на замену существенно больше, чем у вариатора либо механики.
Любой механизм требует регулярного обслуживания. Несмотря на большой ресурс, заявленный изготовителем, необходимо регулярно проводить регламентное ТО. Вместе с заменой масла производится замена масляного фильтра, также приветствуется промывка радиатора АКПП, очистка дна автомата от разного мусора и отложений.
Никто не застрахован от появления поломок или неисправностей. Наши специалисты быстро вернут работоспособность вашему автомобилю. Проводим ремонт гидротрансформаторов любых марок.

Недостатки классического автомата

Даже классический и проверенный временем механизм не обходится без некоторых минусов:
Динамические качества проигрывают как вариатору, так и механической КПП. Потери мощности в гидротрансформаторе приводят к временному разрыву в наборе скорости и ощущению вязкости разгона.
Небольшой КПД вытекает из отсутствия жесткого сцепления между коробкой и непосредственно двигателем, частично усилия тратятся при передаче их через давление масла.
Большой расход топлива, который является следствием предыдущих недостатков.
Некоторые водители отмечают резкие толчки или рывки при переключении, но в современных автомобилях такой эффект минимален.
Количество трансмиссионного масла на замену существенно больше, чем у вариатора либо механики.
Любой механизм требует регулярного обслуживания. Несмотря на большой ресурс, заявленный изготовителем, необходимо регулярно проводить регламентное ТО. Вместе с заменой масла производится замена масляного фильтра, также приветствуется промывка радиатора АКПП, очистка дна автомата от разного мусора и отложений.
Никто не застрахован от появления поломок или неисправностей. Наши специалисты быстро вернут работоспособность вашему автомобилю. Проводим ремонт гидротрансформаторов любых марок.

Недостатки классического автомата

Даже классический и проверенный временем механизм не обходится без некоторых минусов:
Каждый из вариантов трансмиссии имеет свои положительные и отрицательные моменты. Необходимо понять, что для вас важнее: экономичность и динамика вариатора или надежность автомата.
При замене масла в автомате используется больше количества трансмиссионной жидкости, чем в вариаторе, однако его стоимость значительно ниже, так как вариатор принимает только оригинальные жидкости.
Вариатор более требователен к текущему качеству масла, поэтому проверять его при эксплуатации надо чаще, обращая внимание на его цвет, запах.
Резкий стиль езды — прерогатива автоматической КПП, вариатор такие нагрузки не приемлет, весь принцип его работы состоит в сглаживании скорости.
Прицепы и буксировку можно использовать только с коробкой-автоматом.
Вариатор не любит долгую езду на низкой или на слишком высокой скорости, это приводит к перегреву масла и преждевременному изнашиванию ремня.
Обязателен прогрев автомобиля с вариатором перед началом поездки в зимний период для уменьшения вязкости масла.
Покупка машины с вариатором на вторичном рынке требует проведения тщательной диагностики в квалифицированном сервисном центре для обнаружения возможных проблем с коробкой передач.
Тщательное следование регламенту технического обслуживания узлов и механизмов одинаково важно для любого типа трансмиссии, своевременная замена расходных материалов продлит беспроблемную эксплуатацию автомобиля.
В случае необходимости специалисты нашего сервисного центра проведут быструю замену АКПП с соблюдением всех требований производителя.
Окончательный выбор — автомат или вариатор —зависит от собственных целей. Взвесив свои умения, навыки управления. Сопоставив их со своим поведением за рулем, можно прийти к верному решению о типе трансмиссии. При этом любой вариант принесет положительные эмоции при вождении.

Какую трансмиссию выбрать?

В заключении отметим еще несколько фактов, способных повлиять на выбор:
Каждый из вариантов трансмиссии имеет свои положительные и отрицательные моменты. Необходимо понять, что для вас важнее: экономичность и динамика вариатора или надежность автомата.
В случае необходимости специалисты нашего сервисного центра проведут быструю замену АКПП с соблюдением всех требований производителя.
Окончательный выбор — автомат или вариатор —зависит от собственных целей. Взвесив свои умения, навыки управления. Сопоставив их со своим поведением за рулем, можно прийти к верному решению о типе трансмиссии. При этом любой вариант принесет положительные эмоции при вождении.

Какую трансмиссию выбрать?

В заключении отметим еще несколько фактов, способных повлиять на выбор:
При замене масла в автомате используется больше количества трансмиссионной жидкости, чем в вариаторе, однако его стоимость значительно ниже, так как вариатор принимает только оригинальные жидкости.
Вариатор более требователен к текущему качеству масла, поэтому проверять его при эксплуатации надо чаще, обращая внимание на его цвет, запах.
Резкий стиль езды — прерогатива автоматической КПП, вариатор такие нагрузки не приемлет, весь принцип его работы состоит в сглаживании скорости.
Прицепы и буксировку можно использовать только с коробкой-автоматом.
Вариатор не любит долгую езду на низкой или на слишком высокой скорости, это приводит к перегреву масла и преждевременному изнашиванию ремня.
Обязателен прогрев автомобиля с вариатором перед началом поездки в зимний период для уменьшения вязкости масла.
Покупка машины с вариатором на вторичном рынке требует проведения тщательной диагностики в квалифицированном сервисном центре для обнаружения возможных проблем с коробкой передач.
Тщательное следование регламенту технического обслуживания узлов и механизмов одинаково важно для любого типа трансмиссии, своевременная замена расходных материалов продлит беспроблемную эксплуатацию автомобиля.