Аспекты замены масла в АКПП в вопросах и ответах

Аспекты замены масла в АКПП в вопросах и ответах

Автоматическая трансмиссия – один из наиболее сложных в техническом обслуживании и дорогостоящих агрегатов автомобиля. Несмотря на то, что производители уверенно заявляют о надежности и длительном эксплуатационном ресурсе АКПП, эта информация относительна. Заявленный пробег в 150 000 км возможен только при соблюдении большого количества условий и требований – регулярное прохождение ТО, периодическая диагностика, своевременная замена фильтров и трансмиссионного масла в коробке передач. Если проигнорировать хотя бы одно из требований, автоматическая трансмиссия может сломаться гораздо раньше, чем истечет гарантия на новый автомобиль. Сегодня мы совместно с экспертами Центра АТ рассмотрим: как часто надо менять масло в АКПП, какие риски при эксплуатации агрегата с изношенной рабочей жидкостью, какие факторы влияют на износ трансмиссии, сколько заливать масла и какое выбрать, чем полная замена отличается от частичной и стоит ли менять АТФ самостоятельно?

Стоит ли вообще менять масло?

Трансмиссионное масло

В процессе эксплуатации трансмиссионное масло постепенно теряет первоначальные свойства, накапливая отложения и продукты износа. Это меняет химический состав и теплофизические характеристики жидкости. Даже качественный пакет антифрикционных, антиокислительных и моющих присадок со временем срабатывается и влечет потерю свойств, дополнительное загрязнение и падение производительности АКПП.

Именно по этой причине заверение о необслуживаемости автоматических коробок передач – сугубо маркетинговый ход, ведь дилерам выгодно, чтобы вы купили новый автомобиль, а не продолжали обслуживать старый. Производители АКПП придерживаются другого мнения и постоянно отмечают: от качественного и своевременного ТО зависит ресурс и эксплуатационные характеристики агрегата.

Если менять, то через сколько километров?

Возьмем в качестве примера среднестатистический автомобиль. По заверениям наших специалистов для нормальной работы узла следует менять трансмиссионное масло каждые 50-60 тысяч км пробега. Одновременно с заменой масла меняются и фильтры в коробке передач. Для моделей или комплектаций, оснащенных вариаторными коробками, интервал замены сокращается до 40-50 тысяч километров.

Владельцы автомобилей с роботизированными КПП с одним сцеплением должны заезжать на автосервис каждые 60-80 тысяч км, потому что у таких моделей износ масла происходит чуть медленнее. Это правило не касается авто с преселективными трансмиссиями двойного сцепления – Powershift и DSG. В противном случае высок риск загрязнения клапанов, каналов мехатроника и других важных комплектующих.

Важно!

Существует ряд ситуаций, которые можно назвать тяжелыми условиями эксплуатации. В них механики рекомендуют сократить интервал обслуживания масла на 20-30 %. К таким условиям относятся:

  • Активная езда по оживленным городским улицам в режиме старт-стоп;
  • Активная эксплуатация на грунтовых дорогах;
  • Агрессивный стиль управления;
  • Транспортировка тяжелых грузов и буксировка прицепа;
  • Езда при высоких и низких температурах;
  • Продолжительная езда на высокой скорости или максимальных оборотах двигателя;
  • Резкие разгоны и торможения.

Какое масло подойдет моему автомобилю?

Масло

Чтобы ответить на этот вопрос, сделайте следующее:

  • Осмотрите щуп передаточной коробки. Иногда на нем указывается необходимый тип или марка состава.
  • Загляните под капот: у многих производителей там располагается табличка с актуальной информацией.
  • Ознакомьтесь с руководством по технической эксплуатации вашей модели автомобиля.
  • Свяжитесь с представителями производителя – в ближайшем дилерском салоне.
  • Просмотрите специализированные форумы автоэкспертов или посетите сайт модели вашего авто.

При выборе трансмиссионного масла для конкретного бренда АКПП помните:

  • Для АКПП Мерседес используется АТФ собственного производства немецкого концерна. Для определенной модели и комплектации выбирается одна из доступных модификаций смазки.
  • Владельцы БМВ могут пользоваться маслами из серии ZF, рекомендованные производителем. Для различных автоматических коробок нужны разные модификации, ведь передаточная коробка у скромного седана и мощного паркетного внедорожника существенно различается.
  • Владельцы Ауди и Шкода могут заливать масла от производителей – G-053 и G-055. В качестве альтернативы – ZF. Для дешевых комплектаций можно обойтись трансмиссионной жидкостью ESSO.
  • Тойота и Ниссан используют масла собственной разработки.
  • Для Шевроле подойдут масла Dextron 6, ZIC DEXRON-VI и Mobil DEXRON-VI ATF.
  • В различные модели и комплектации КИА заливают состав Hyundai ATF SP-III. Как альтернативу можно использовать ZIC ATF SP-III.

Можно ли определить уровень масла самостоятельно?

Инструмент измерения уровня масла

Существуют несколько общих рекомендаций, позволяющих быстро и достаточно точно определить уровень масла в автоматической коробке передач:

  • Измерения проводятся только на разогретой трансмиссии. Мало прогреть силовой агрегат, нужно обязательно довести коробку до рабочей температуры. Обычно для этого достаточно пробега в 20-30 км.
  • Перегоните автомобиль на ровную площадку и переведите селектор АКПП в парковочный режим. Заглушать двигатель при этом не нужно, пускай он поработает на холостых оборотах примерно 5 минут.
  • Вытащите масляный щуп трансмиссии. Нужно обязательно протереть его сухой и чистой ветошью, не оставляя ворса, мусора и грязи. После этого повторно вставляем ее до упора на 3-5 секунд и повторно извлекаем.
  • На большинстве щупов присутствуют специальные метки, для определения уровня масла в горячем и холодном состоянии. Такие измерения производятся при полной смене АТФ в автоматической коробке передач. После описанного прогрева уровень масла на щупе должен находиться посередине между описанными отметками. Значительные отклонения не допускаются: это повод для посещения сервиса и проведения подробной диагностики АКПП.

Сколько масла мне понадобится?

Как показывает практика, максимальный объем заливается в гидромеханические и вариаторные АКПП, минимальный – в роботизированные. Это связано с тем, что конструкция роботизированной коробки передач очень похожа на механическую, и для слаженной работы всех механизмов требуется не более 3-4 литров АТФ, ключевая функция которой – смазка и охлаждение рабочих поверхностей.

Гидромеханические и вариаторные трансмиссии работают по совершенно иному принципу: масло выполняет роль рабочего механизма, передавая крутящий момент от двигателя к гидротрансформатору. Какое точное количество АТФ необходимо для нормальной работы узла, указывается в мануале к автомобилю.

Подытожим: для полной смены трансмиссионного масла вам понадобится от 6 до 8 литров жидкости. Модели и комплектации с небольшим объемом двигателя потребляют в среднем 7 литров АТФ, внедорожники с высокопроизводительными силовыми агрегатами – 9-10 литров. Стоит понимать, что в одной только гидромуфте используется 2-3 литра трансмиссионного масла. В самой АКПП – еще минимум 3-4 литра. Чтобы рабочая жидкость нормально циркулировала по системе через радиатор и обратно в коробку передач – понадобится около 2 литров АТФ.

Важно: при визите в специализированный автосервис необходимо иметь в запасе 2-3 литра чистого масла. При частичной замене недопустимо смешивать рабочие жидкости от разных производителей, так что у вас всегда должна быть возможность долить недостающий объем.

Полная или частичная замена: что лучше выбрать?

Замена масла в автосервисе

При регулярном техническом обслуживании коробки специалисты рекомендуют ограничиться частичной заменой. Чтобы заменить масло в коробке-автомат, нужно открутить сливную пробку или снять поддон АКПП. Важно помнить, что по такой технологии можно слить не более половины АТФ. Оставшаяся часть жидкости остается внутри, особенно в соленоидах, каналах гидроблока и бублике гидротрансформатора.

В условиях автосервиса частичная замена выполняется достаточно просто: автомобиль загоняется на подъемник, после чего мастер откручивает сливную пробку или демонтирует поддон целиком, сливая часть отработанной жидкости в специальную емкость. При замене желательно очистить стенки поддона от загрязнений, для чего можно воспользоваться специализированными средствами автохимии.

Австосервис - замена масла

Полная замена масла необходима, если:

  • Вы только что купили подержанный авто и не верите бывшему владельцу;
  • Машина прошла более 100 тысяч километров с момента предыдущего обновления масла;
  • Вы регулярно ездите на повышенных оборотах двигателя и перегреваете его;
  • Возникли неполадки блока соленоидов, ухудшающие переключение передач.

Полная замена масла выполняется вытеснением, когда новая жидкость постепенно вытесняет из коробки отработанную АТФ. После предварительной диагностики и определения текущего уровня масла специалист подключает гидравлическую систему автоматической трансмиссии к промывочной установке. Обычно это делается через охлаждающие шланги АКПП. Для этого иногда требуется демонтировать радиатор, чтобы обеспечить доступ к штуцерам, отсоединить подающие трубки и соединить их с промывочной установкой.

Стоит ли менять масло самостоятельно?

В сети можно встретить немало мануалов, рассказывающих, как сменить масло в АКПП в условиях гаража. Теоретически все просто: определяем уровень АТФ, рассчитываем, сколько литров нужно долить, сливаем отработанную жидкость и заменяем ее новой. Важно понимать, что для длительной эксплуатации АКПП замену масла нужно совмещать с заменой масляного фильтра. Процедура требует демонтажа трансмиссии, чего не сделаешь самостоятельно. Нужно не только слить отработанное масло, но и оценить степень его загрязнения. Наличие большого количества взвеси, осадка, продуктов распада, пластмассы – следствие начинающихся неисправностей. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем меньше риск комплексного ремонта в будущем. Именно по этой причине замена масла в специализированном автосервисе ВСЕГДА сопровождает диагностикой.

Возврат к списку

Сервис обратного звонка RedConnect