Аспекты замены масла в АКПП в вопросах и ответах

Автоматическая трансмиссия – один из наиболее сложных в техническом обслуживании и дорогого агрегатов автомобиля. Производители уверенно заявляют о надежности, длительном ресурсе АКПП, эта информация относительна. Заявленный пробег в 150 000 км возможен только при соблюдении условий и требований – регулярное ТО, периодическая диагностика, своевременная замена фильтров, трансмиссионного масла в коробке передач.
Если проигнорировать хотя бы одно из требований, автоматическая трансмиссия может сломаться гораздо раньше, чем истечет гарантия на новый автомобиль. Сегодня мы совместно с экспертами Центра АТ рассмотрим: как часто надо менять масло в АКПП, какие риски при эксплуатации агрегата с изношенной рабочей жидкостью, какие факторы влияют на износ трансмиссии, сколько заливать масла, какое выбрать, чем полная замена отличается от частичной, стоит ли менять АТФ самостоятельно?

Аспекты замены масла в АКПП в вопросах и ответах

Автоматическая трансмиссия – один из наиболее сложных в техническом обслуживании и дорогого агрегатов автомобиля. Производители уверенно заявляют о надежности, длительном ресурсе АКПП, эта информация относительна. Заявленный пробег в 150 000 км возможен только при соблюдении условий и требований – регулярное ТО, периодическая диагностика, своевременная замена фильтров, трансмиссионного масла в коробке передач.
Если проигнорировать хотя бы одно из требований, автоматическая трансмиссия может сломаться гораздо раньше, чем истечет гарантия на новый автомобиль. Сегодня мы совместно с экспертами Центра АТ рассмотрим: как часто надо менять масло в АКПП, какие риски при эксплуатации агрегата с изношенной рабочей жидкостью, какие факторы влияют на износ трансмиссии, сколько заливать масла, какое выбрать, чем полная замена отличается от частичной, стоит ли менять АТФ самостоятельно?

Стоит ли вообще менять масло?

В процессе эксплуатации оно постепенно теряет первоначальные свойства, накапливая отложения, продукты износа. Это меняет химический состав и теплофизические характеристики жидкости. Даже качественный пакет антифрикционных, антиокислительных, моющих присадок со временем срабатывается. Это влечет потерю свойств, дополнительное загрязнение, падение производительности АКПП.
Именно по этой причине заверение о не обслуживаемости автоматических коробок передач – сугубо маркетинговый ход, ведь дилерам выгодно, чтобы вы купили новый автомобиль, а не продолжали обслуживать старый. Производители АКПП придерживаются другого мнения постоянно отмечая: от качественного своевременного ТО зависит ресурс и эксплуатационные характеристики агрегата.

Стоит ли вообще менять масло?

В процессе эксплуатации оно постепенно теряет первоначальные свойства, накапливая отложения, продукты износа. Это меняет химический состав и теплофизические характеристики жидкости. Даже качественный пакет антифрикционных, антиокислительных, моющих присадок со временем срабатывается. Это влечет потерю свойств, дополнительное загрязнение, падение производительности АКПП.
Именно по этой причине заверение о не обслуживаемости автоматических коробок передач – сугубо маркетинговый ход, ведь дилерам выгодно, чтобы вы купили новый автомобиль, а не продолжали обслуживать старый. Производители АКПП придерживаются другого мнения постоянно отмечая: от качественного своевременного ТО зависит ресурс и эксплуатационные характеристики агрегата.

Если менять, то через сколько километров?

Возьмем в качестве примера среднестатистический автомобиль. По заверениям наших специалистов для нормальной работы узла следует менять трансмиссионное масло каждые 50-60 тысяч км пробега. Одновременно с его заменой меняются и фильтры в коробке передач. Для моделей или комплектаций, оснащенных вариаторными коробками, интервал замены сокращается до 40-50 тысяч километров.
Владельцы автомобилей с роботизированными КПП с одним сцеплением должны заезжать на автосервис каждые 60-80 тысяч км, потому что у таких моделей износ происходит чуть медленнее. Это правило не касается авто с преселективными трансмиссиями двойного сцепления – Powershift и DSG. Иначе высок риск загрязнения клапанов, каналов мехатроника и других важных комплектующих.
Активная езда по оживленным городским улицам в режиме старт-стоп;
Активная эксплуатация на грунтовых дорогах;
Агрессивный стиль управления;
Транспортировка тяжелых грузов, буксировка прицепа;
Езда при высоких или низких температурах;
Продолжительная езда на высокой скорости или максимальных оборотах двигателя;
Резкие разгоны и торможения.
Важно!
Существует ряд ситуаций, которые можно назвать тяжелыми условиями эксплуатации. В них механики рекомендуют сократить интервал его обслуживания на 20-30 %. К таким условиям относятся:

Если менять, то через сколько километров?

Возьмем в качестве примера среднестатистический автомобиль. По заверениям наших специалистов для нормальной работы узла следует менять трансмиссионное масло каждые 50-60 тысяч км пробега. Одновременно с его заменой меняются и фильтры в коробке передач. Для моделей или комплектаций, оснащенных вариаторными коробками, интервал замены сокращается до 40-50 тысяч километров.
Владельцы автомобилей с роботизированными КПП с одним сцеплением должны заезжать на автосервис каждые 60-80 тысяч км, потому что у таких моделей износ происходит чуть медленнее. Это правило не касается авто с преселективными трансмиссиями двойного сцепления – Powershift и DSG. Иначе высок риск загрязнения клапанов, каналов мехатроника и других важных комплектующих.
Важно!
Существует ряд ситуаций, которые можно назвать тяжелыми условиями эксплуатации. В них механики рекомендуют сократить интервал его обслуживания на 20-30 %. К таким условиям относятся:
Активная езда по оживленным городским улицам в режиме старт-стоп;
Активная эксплуатация на грунтовых дорогах;
Агрессивный стиль управления;
Транспортировка тяжелых грузов, буксировка прицепа;
Езда при высоких или низких температурах;
Продолжительная езда на высокой скорости или максимальных оборотах двигателя;
Резкие разгоны и торможения.

Какое масло подойдет моему автомобилю?

Осмотрите щуп передаточной коробки. Иногда на нем указывается необходимый тип или марка состава.
Для АКПП Мерседес используется АТФ собственного производства немецкого концерна. Для определенной модели и комплектации выбирается одна из доступных модификаций смазки.
Загляните под капот: у многих производителей там располагается табличка с актуальной информацией.
Владельцы БМВ могут пользоваться маслами из серии ZF, рекомендованные производителем. Для различных автоматических коробок нужны разные модификации, ведь передаточная коробка у скромного седана и мощного паркетного внедорожника существенно различается.
Ознакомьтесь с руководством по технической эксплуатации вашей модели автомобиля.
Владельцы Ауди или Шкода могут заливать масла от производителей – G-053, G-055. В качестве альтернативы – ZF. Для дешевых комплектаций подойдет трансмиссионной жидкостью ESSO.
Свяжитесь с представителями производителя – в ближайшем дилерском салоне.
Для Шевроле подойдут масла Dextron 6, ZIC DEXRON-VI и Mobil DEXRON-VI ATF.
В различные модели и комплектации КИА заливают состав Hyundai ATF SP-III. Как альтернативу можно использовать ZIC ATF SP-III.
Просмотрите специализированные форумы автоэкспертов или посетите сайт модели вашего авто.
Тойота и Ниссан используют масла собственной разработки.
Чтобы ответить на этот вопрос, сделайте следующее:
При выборе трансмиссионного масла для конкретного бренда АКПП помните:

Какое масло подойдет моему автомобилю?

Чтобы ответить на этот вопрос, сделайте следующее:
При выборе трансмиссионного масла для конкретного бренда АКПП помните:
Осмотрите щуп передаточной коробки. Иногда на нем указывается необходимый тип или марка состава.
Для АКПП Мерседес используется АТФ собственного производства немецкого концерна. Для определенной модели и комплектации выбирается одна из доступных модификаций смазки.
Загляните под капот: у многих производителей там располагается табличка с актуальной информацией.
Владельцы БМВ могут пользоваться маслами из серии ZF, рекомендованные производителем. Для различных автоматических коробок нужны разные модификации, ведь передаточная коробка у скромного седана и мощного паркетного внедорожника существенно различается.
Ознакомьтесь с руководством по технической эксплуатации вашей модели автомобиля.
Владельцы Ауди или Шкода могут заливать масла от производителей – G-053, G-055. В качестве альтернативы – ZF. Для дешевых комплектаций подойдет трансмиссионной жидкостью ESSO.
Свяжитесь с представителями производителя – в ближайшем дилерском салоне.
Для Шевроле подойдут масла Dextron 6, ZIC DEXRON-VI и Mobil DEXRON-VI ATF.
В различные модели и комплектации КИА заливают состав Hyundai ATF SP-III. Как альтернативу можно использовать ZIC ATF SP-III.
Просмотрите специализированные форумы автоэкспертов или посетите сайт модели вашего авто.
Тойота и Ниссан используют масла собственной разработки.

Можно ли определить уровень масла самостоятельно?

Существуют несколько общих рекомендаций, позволяющих быстро и достаточно точно определить его уровень в автоматической коробке передач:
Измерения проводятся только на разогретой трансмиссии. Мало прогреть силовой агрегат, нужно довести коробку до рабочей температуры. Обычно для этого достаточно пробега в 20-30 км.
Перегоните автомобиль на ровную площадку и переведите селектор АКПП в парковочный режим. Заглушать двигатель при этом не нужно, пускай он поработает на холостых оборотах примерно 5 минут.
Вытащите масляный щуп трансмиссии. Нужно протереть его сухой и чистой ветошью, не оставляя ворса, мусора, грязи. После этого повторно вставляем ее до упора на 3-5 секунд потом повторно извлекаем.
На большинстве щупов присутствуют специальные метки, для определения уровня в горячем и холодном состоянии. Такие измерения производятся при полной смене АТФ в автоматической коробке передач. После описанного прогрева уровень на щупе должен находиться посередине между описанными отметками. Значительные отклонения не допускаются: это повод для посещения сервиса и проведения подробной диагностики АКПП.

Можно ли определить уровень масла самостоятельно?

Существуют несколько общих рекомендаций, позволяющих быстро и достаточно точно определить его уровень в автоматической коробке передач:
Измерения проводятся только на разогретой трансмиссии. Мало прогреть силовой агрегат, нужно довести коробку до рабочей температуры. Обычно для этого достаточно пробега в 20-30 км.
Перегоните автомобиль на ровную площадку и переведите селектор АКПП в парковочный режим. Заглушать двигатель при этом не нужно, пускай он поработает на холостых оборотах примерно 5 минут.
Вытащите масляный щуп трансмиссии. Нужно протереть его сухой и чистой ветошью, не оставляя ворса, мусора, грязи. После этого повторно вставляем ее до упора на 3-5 секунд потом повторно извлекаем.
На большинстве щупов присутствуют специальные метки, для определения уровня в горячем и холодном состоянии. Такие измерения производятся при полной смене АТФ в автоматической коробке передач. После описанного прогрева уровень на щупе должен находиться посередине между описанными отметками. Значительные отклонения не допускаются: это повод для посещения сервиса и проведения подробной диагностики АКПП.

Сколько масла мне понадобится?

Максимальный объем заливается в гидромеханические, вариаторные АКПП, минимальный – в роботизированные. Это связано с тем, что конструкция роботизированной коробки передач очень похожа на механическую. Для слаженной работы всех механизмов требуется не более 3-4 литров АТФ, ключевая функция которой – смазка и охлаждение рабочих поверхностей.

Гидромеханические и вариаторные трансмиссии работают по совершенно иному принципу: масло выполняет роль рабочего механизма, передавая крутящий момент от двигателя к гидротрансформатору. Какое точное количество АТФ необходимо для нормальной работы узла, указывается в руководстве пользователя к автомобилю.
Важно!
При визите в специализированный автосервис необходимо иметь в запасе 2-3 литра чистого масла. При частичной замене недопустимо смешивать рабочие жидкости разных производителей, так что у вас всегда должна быть возможность долить недостающий объем.
Подытожим: для полной смены трансмиссионного масла вам понадобится от 6 до 8 литров жидкости. Модели и комплектации с небольшим объемом двигателя потребляют в среднем 7 литров АТФ, внедорожники с высокопроизводительными силовыми агрегатами – 9-10 литров.

В одной только гидромуфте используется 2-3 литра жидкости. В самой АКПП – еще минимум 3-4 литра. Чтобы рабочая жидкость нормально циркулировала по системе через радиатор и обратно в коробку передач – понадобится около 2 литров АТФ.

Сколько масла мне понадобится?

Максимальный объем заливается в гидромеханические, вариаторные АКПП, минимальный – в роботизированные. Это связано с тем, что конструкция роботизированной коробки передач очень похожа на механическую. Для слаженной работы всех механизмов требуется не более 3-4 литров АТФ, ключевая функция которой – смазка и охлаждение рабочих поверхностей.

Гидромеханические и вариаторные трансмиссии работают по совершенно иному принципу: масло выполняет роль рабочего механизма, передавая крутящий момент от двигателя к гидротрансформатору. Какое точное количество АТФ необходимо для нормальной работы узла, указывается в руководстве пользователя к автомобилю.
Важно!
При визите в специализированный автосервис необходимо иметь в запасе 2-3 литра чистого масла. При частичной замене недопустимо смешивать рабочие жидкости разных производителей, так что у вас всегда должна быть возможность долить недостающий объем.
Подытожим: для полной смены трансмиссионного масла вам понадобится от 6 до 8 литров жидкости. Модели и комплектации с небольшим объемом двигателя потребляют в среднем 7 литров АТФ, внедорожники с высокопроизводительными силовыми агрегатами – 9-10 литров.

В одной только гидромуфте используется 2-3 литра жидкости. В самой АКПП – еще минимум 3-4 литра. Чтобы рабочая жидкость нормально циркулировала по системе через радиатор и обратно в коробку передач – понадобится около 2 литров АТФ.
Вы только что купили подержанный авто и не верите бывшему владельцу;
Машина прошла более 100 тысяч километров с момента предыдущего обновления;
Вы регулярно ездите на повышенных оборотах двигателя перегревая его;
Возникли неполадки блока соленоидов, ухудшающие переключение передач.

Полная или частичная замена: что лучше выбрать?

При регулярном техническом обслуживании коробки рекомендуем ограничиться частичной заменой. Чтобы заменить его в коробке-автомат, нужно открутить сливную пробку или снять поддон АКПП. По такой технологии можно слить не более половины АТФ. Оставшаяся часть жидкости остается внутри, особенно в соленоидах, каналах гидроблока, бублике гидротрансформатора.

В условиях автосервиса частичная замена выполняется просто: автомобиль загоняется на подъемник, мастер откручивает сливную пробку или демонтирует поддон целиком, сливая часть отработанной жидкости в специальную емкость. При замене желательно очистить стенки поддона от загрязнений, для чего можно воспользоваться специализированными средствами автохимии.
Полная замена масла необходима, если:
Полная замена масла выполняется вытеснением, когда новая жидкость постепенно вытесняет из коробки отработанную АТФ. После предварительной диагностики и определения текущего уровня специалист подключает гидравлическую систему автоматической трансмиссии к промывочной установке. Обычно это делается через охлаждающие шланги АКПП. Для этого иногда требуется демонтировать радиатор, чтобы обеспечить доступ к штуцерам, отсоединить подающие трубки и соединить их с промывочной установкой.
Вы только что купили подержанный авто и не верите бывшему владельцу;
Машина прошла более 100 тысяч километров с момента предыдущего обновления;
Вы регулярно ездите на повышенных оборотах двигателя перегревая его;
Возникли неполадки блока соленоидов, ухудшающие переключение передач.

Полная или частичная замена: что лучше выбрать?

При регулярном техническом обслуживании коробки рекомендуем ограничиться частичной заменой. Чтобы заменить его в коробке-автомат, нужно открутить сливную пробку или снять поддон АКПП. По такой технологии можно слить не более половины АТФ. Оставшаяся часть жидкости остается внутри, особенно в соленоидах, каналах гидроблока, бублике гидротрансформатора.

В условиях автосервиса частичная замена выполняется просто: автомобиль загоняется на подъемник, мастер откручивает сливную пробку или демонтирует поддон целиком, сливая часть отработанной жидкости в специальную емкость. При замене желательно очистить стенки поддона от загрязнений, для чего можно воспользоваться специализированными средствами автохимии.
Полная замена масла необходима, если:
Полная замена масла выполняется вытеснением, когда новая жидкость постепенно вытесняет из коробки отработанную АТФ. После предварительной диагностики и определения текущего уровня специалист подключает гидравлическую систему автоматической трансмиссии к промывочной установке. Обычно это делается через охлаждающие шланги АКПП. Для этого иногда требуется демонтировать радиатор, чтобы обеспечить доступ к штуцерам, отсоединить подающие трубки и соединить их с промывочной установкой.

Стоит ли менять масло самостоятельно?

Теоретически все просто: определяем уровень АТФ, рассчитываем, сколько литров нужно долить, сливаем отработанную жидкость и заменяем ее новой. Важно понимать, что для длительной эксплуатации АКПП замену масла нужно совмещать с заменой масляного фильтра. Процедура требует демонтажа трансмиссии, чего не сделаешь самостоятельно. Нужно не только слить отработанную жидкость, но и оценить степень его загрязнения.
Наличие взвеси, осадка, продуктов распада, пластмассы – следствие начинающихся неисправностей. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем меньше риск комплексного ремонта в будущем. Именно по этой причине замена масла в специализированном автосервисе ВСЕГДА сопровождает диагностикой.

Стоит ли менять масло самостоятельно?

Теоретически все просто: определяем уровень АТФ, рассчитываем, сколько литров нужно долить, сливаем отработанную жидкость и заменяем ее новой. Важно понимать, что для длительной эксплуатации АКПП замену масла нужно совмещать с заменой масляного фильтра. Процедура требует демонтажа трансмиссии, чего не сделаешь самостоятельно. Нужно не только слить отработанную жидкость, но и оценить степень его загрязнения.
Наличие взвеси, осадка, продуктов распада, пластмассы – следствие начинающихся неисправностей. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем меньше риск комплексного ремонта в будущем. Именно по этой причине замена масла в специализированном автосервисе ВСЕГДА сопровождает диагностикой.