Пн-Пт
9:30-19:00
г. Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 19
Вызвать эвакуатор

Как снять и установить АКПП. Этапы ремонта и замены

Производители авто все чаще оснащают их автоматическими коробками передач. За ними будущее, комфорт, управляемость, надежность. Если сравнить ресурс современных АКПП с первыми аналогами, появившимися на отечественном рынке 20-30 лет назад, то сравнение явно в пользу первых. При этом даже самый совершенный механизм не может служить вечно, поэтому техническое обслуживание, ремонт и замена АКПП – скорее данность, чем форс-мажорное происшествие. Многие предпочитают не обращаться в автосервис, а выполняют ремонт работ самостоятельно. В сети можно найти немало видео, рассказывающих о тонкостях демонтажа или разборки автоматической трансмиссии.
Если вы решились самостоятельно проверить его работоспособность, заменить изношенные расходные материалы или комплектующие, ознакомьтесь с этой статьей. Мы не призываем выполнять ремонт или замену АКПП самостоятельно, не агитируем за обращение к специалистам. Раз замена коробки передач своими руками востребована, важно дать правильный алгоритм действий, чтобы своим непрофессионализмом вы еще сделали хуже. Разберем все комплексно, от выбора инструментов для работы до установки АКПП на автомобиль.
Оборудованное место для проведения работы. Эстакада, подъемник, глубокая смотровая яма, на которую можно загнать автомобиль – подойдет любой вариант. Обязательно понадобится устройство, позволяющее демонтировать тяжелый узел. Это может быть съемник с каркасом, лебедкой, профессиональный трансмиссионный домкрат, эстакада со съемником. Без этого оборудования вы не сможете снять АКПП с автомобиля для разборки.
Детали и расходные материалы для замены. Рекомендуем покупать их в проверенных местах. Только после того, как завершен разбор коробки передач, выявлены изношенные элементы и их количество.
Набор инструментов – шестигранники, гаечные ключи, молоток, ветошь, емкости для слива масла и иных рабочих жидкостей.

Подготовительный этап

Если вы всерьез решили ремонтировать автоматическую трансмиссию, хотя бы найдите оригинальное руководство по эксплуатации, составленное производителем. Без теоретических знаний разбирать сложный механизм очень рискованно.
Второй важный критерий успеха – наличие правильных инструментов. Для выполнения комплекса работ вам понадобятся:
Помимо руководства по эксплуатации постарайтесь поискать в открытом доступе специализированное ремонтное пособие для конкретной модели коробки передач. Наличие такого источника позволит минимизировать риски, это значительно ускорит ремонт. Это касается только тех автовладельцев, которые имеют опыт самостоятельного ремонта КПП. Без минимальных навыков не рекомендуем заниматься этим в домашних условиях.

Демонтаж трансмиссии

Любой ремонт начинается со снятия агрегата с автомобиля. В зависимости от конструкции АКПП и самого авто могут быть нюансы, но типовой демонтаж осуществляется следующим образом:
Слейте масло из трансмиссии или хотя бы загерметизируйте все отверстия, из которых оно может вытечь при работе. Первый вариант более предпочтительный.
Отстыкуйте сторонние узлы автомобиля от коробки передач – тягу управления, масляную систему, все электрические цепи и тросы, подключенные к АКПП. Гидротрансформатор не снимаем отдельно, а демонтируем совместно с трансмиссией!
После откручивания всех болтов и иных креплений аккуратно снимаем трансмиссию с валов двигателя, переносим ее на место разбора.
Переходим к болтам крепления агрегата к кузову и двигателю автомобилю. Для этого пользуйтесь съемными инструментами. Прежде чем переходить к работе, проверьте: способен ли съемник выдержать вес трансмиссии. У некоторых моделей авто он может достигать 100-130 кг, поэтому это для безопасности.

Разбор АКПП по этапам

Разборочно-сборочные работы – это самый сложный этап в ремонте автоматической трансмиссии. Цена ошибки выше, чем при демонтаже или обратной установке на автомобиль, поэтому подходите к процессу ответственно, заранее оценивайте риски. Описать каждую тонкость при разборке или дефектовке коробки передач в одной статье невозможно: иногда для описания конструктивных особенностей одной модели требуется целая книга. Чтобы сориентировать вас и дать общие рекомендации, мы выбрали только самые популярные советы, которыми пользуются мастера:
Если вы не квалифицированный автомеханик, работайте только со специализированным пособием или техническим руководством для нужной модели АКПП.
До начала разборки проверьте, чтобы трансмиссионная жидкость была слита с коробки.
Проводите все манипуляции очень аккуратно: не портите составные элементы, комплектующие, крепления деталей.
Каждую снятую деталь нужно сначала прочистить сжатым воздухом, а затем промыть в бензине.
Прежде, чем приступать к сборке трансмиссии, еще раз проверьте: все ли изношенные элементы заменены в нужном количестве. Затягивайте крепления уверенно и до конца, но без излишнего фанатизма.

Обратная установка АКПП на автомобиль

Если вы справились с задачей, обнаружили изношенные уплотнения, подшипники и другие комплектующие, успешно заменили их, можно приступать к его установке. Для этого:
Аккуратно поднесите собранную коробку к автомобилю.
Присоедините к АКПП крепления съемника, это позволит поднять ее вверх.
Поддерживайте гидротрансформатор и параллельно направьте трансмиссию к месту установки (для этого нужно несколько человек).
Насадите гидротрансформатор на шлицы валов, после этого установите коробку и закрепите ее креплениями.
Восполните объем слитого трансмиссионного масла.
Мы описали только базовые принципы снятия, разборки и установки автоматической трансмиссии. Если у вас есть опыт ремонтных работ, а на коробке передач нужно лишь поменять изношенные расходники (глобальных поломок нет), этого достаточно, чтобы продлить ее ресурс. Для устранения серьезных неисправностей или замены АКПП понадобятся специальные ремонтные стенды, высокоточное диагностическое оборудование, качественные комплектующие, которые не всегда присутствуют в свободном доступе.
Важно!
После монтажа коробки передач ей потребуется обязательная обкатка. Обычно это 1-2 недели, но чем глобальней ремонт, тем дольше времени ей понадобится, чтобы войти в рабочий режим. В обкаточный период не нагружайте узел, обойдитесь без буксировки прицепа. Постарайтесь избежать пробуксовок при трогании.
Поэтому придерживайтесь золотой середины: серьезную проблему должны устранять специалисты автосервиса, а мелкий ремонт стоит начинать, если вы уверены в себе, располагаете необходимыми условиями и оборудованием.