Что такое коды? Почему мигает лампочка “OD OFF”, “Hold”, “S” или “ Check AT”? Почему отсутствуют переключения передач?

Здесь речь пойдет об автоматических коробках с электронной системой управления.

Работой “электронных” АКПП управляет бортовой трансмиссионный компьютер, который может быть выполнен как в виде отдельного устройства, так и быть совмещен с блоком управления двигателем. В трансмиссионный компьютер поступают сигналы различных датчиков (скорости, угла открытия дроссельной заслонки, положения РВД, температуры масла АКП и т.д.), расположенных как в АКПП, так и вне ее . Он обрабатывает эту информацию и на основе ее анализа вырабатывает команды (выходные сигналы) исполнительным устройствам в АКП (соленоидам). Таким образом происходит управление работой автоматической коробкой передач.

Компьютер выполняет также и другую функцию – контроля и диагностики неисправностей. Для всех входных сигналов есть допустимые границы их изменения. Если какой-либо сигнал выходит за допустимые пределы, то компьютер записывает в память некоторую последовательность цифр – код ( Diagnostic Trouble Code - DTC), соответствующий данной неисправности.

Кроме того, компьютер контролирует сопротивления выходных цепей (либо токи, протекающие по ним, что одно и тоже). Для них тоже существуют допустимые границы, при выходе за которые в память записывается соответствующий код неисправности. Кроме того, компьютер может сравнивать показания датчиков оборотов входного и выходного вала АКПП, тем самым контролировать передаточное отношение АКП. Отклонения вычисленного передаточного отношения от заданного является признаком проскальзывания во фрикционных элементах управления АКПП, что также фиксируется соответствующими кодами в памяти трансмиссионного компьютера. К сожалению, функция контроля передаточных отношений реализована далеко не во всех моделях автомобилей.

Для чтения кодов в памяти компьютера требуется специальное диагностическое оборудование – сканер . Сканер позволяет не только считывать коды, но и стирать их, а также с его помощью можно определить показания различных датчиков системы управления АКПП. Процедуру считывания и определения неисправностей по кодам часто называют компьютерной диагностикой.

Что произойдет после того, как в памяти трансмиссионного компьютера появится код неисправности? Это определяется алгоритмом программы, по которой работает компьютер. Реакция управляющей системы неоднозначна. При появлении одних кодов никаких ощутимых изменений в работе трансмиссии не произойдет, а другие коды могут вызвать отсутствие переключений передач. Все зависит от того, в каком контуре системы управления произошел сбой. Одни коды носят информационный характер (например, код “отсоединялась аккумуляторная батарея”), а другие приводят к изменению алгоритма работы системы управления АКПП (например, код “обрыв в цепи соленоида”). В случае возникновения серьезных проблем система управления переходит в режим защиты АКПП. У этого аварийного режима есть разные названия: Limp In , Limp Home, Safe Mode и т.п. Алгоритмы работы системы управления в аварийном режиме во многом определяется моделью АКПП. В некоторых случаях система управления перестает отслеживать качество переключений, и они происходят с «ударами». В других случаях в коробке включается вторая или третья передача, и все переключения передач запрещены.

В некоторых автомобилях аварийный режим сопровождается миганием, либо постоянной индикацией на панели приборов одного из сигналов, связанных с работой АКПП: “ Hold”, “S”, “ Check AT”, “OD OFF” и т.п. В случае совмещенного моторно-трансмиссионного компьютера этим сигналом может быть “ Check Engine”, либо символ в виде контура двигателя. Если ни один из этих сигналов на панели не светиться, то это не означает отсутствие в памяти компьютера кодов неисправностей, но если сигнал есть, то есть и коды в памяти компьютера. Аварийный режим не предполагает эксплуатации автомобиля, он служит только для того, чтобы добраться до сервиса и устранить неисправность. Если этого не сделать, то может получиться так, что из-за незначительной, вовремя не устраненной неисправности, выходит из вся АКПП. Надо иметь в виду, что “электронная” коробка, по сути – исполнительное устройство. Проблемы с переключениями передач, плохая динамика, рывки, «удары» могут быть обусловлены как неисправностью самой трансмиссии, так и проблемами с проводкой и датчиками, а также неисправным трансмиссионным компьютером. Проблемы в бортовой электронике приводят к выходу из строя самой коробки, после ремонта которой ситуация наверняка повторится. И так до тех пор, пока не будет устранена причина неисправности электронной части системы управления, которая не всегда находится в самой АКПП.

Как правило, автомобили, поступающие в ремонт, имеют не одну, а целый комплекс неисправностей. Разобраться в этом клубке проблем поможет квалифицированная диагностика. Но не следует ожидать от диагностики чудес, хотя иногда удается быстро устранить проблему и коробка на глазах “оживает”. Возможности диагностики имеют объективные ограничения. Компьютерная диагностика далеко не равнозначна для разных типов АКПП. Ее возможности можно оценить, взглянув на полный список кодов для данной модели АКПП. У одних моделей список всех возможных кодов (а значит и контролируемых параметров) состоит из четырех пунктов, а других насчитывает полсотни.


Похожие услуги: ремонт АКПП, диагностика АКПП, замена масла в АКПП

Полезная информация владельцам авто с АКПП

Как проверить уровень жидкости в АКПП без щупа?

Что такое Autostick (Steptronic,Tiptronic)?

Что такое адаптивные автоматические коробки передач?

Что такое коды? Почему мигает лампочка “OD OFF”, “Hold”, “S” или “ Check AT”? Почему отсутствуют переключения передач?

Чем отличаются «гидравлические» и «электронные» АКПП?

Можно ли обойтись без ремонта АКПП, если автомобиль иногда не едет?

Какие существуют доступные методы проверки состояния АКПП? Что такое “Stall-Test»?

Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?

Как выглядит система охлаждения АКПП?

Что такое кикдаун (kickdown)?

В чем основные достоинства и недостатки АКПП?

Надо ли прогревать АКПП перед началом движения?

Допускается ли буксировка прицепа автомобилем оборудованным АКПП?

Как буксировать автомобиль с АКПП?

Можно ли буксовать на машине с АКПП?

Как определить количество передач в АКПП?

Нужно ли использовать стояночный тормоз на стоянке, если рычаг выбора диапазона находится в положении “P”?

Следует ли переводить рычаг выбора диапазона в “N” при остановке у светофора?

Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу?

Что такое овердрайв (overdrive)? Какой из режимов предпочтительней в городских условиях драйв или овердрайв?

Для чего нужны дополнительные кнопки (переключатели)? Что такое зимний режим?

Что означают символы положения рычага выбора диапазона и зачем они нужны?

Оправдано ли использование присадок к ATF?

Как заменить масло в АКПП?

Какие масла используются в АКПП кроме масла для автоматических АКПП?

Как оценить качество масла в АКПП?

Как часто следует менять масло в АКПП?

Как определить, что залито в АКПП, и какое масло заливать при его замене?

Сколько масла следует заливать в АКПП?

Уровень постоянно понижается, а следы течи масла отсутствуют

Чем опасны заниженный или завышенный уровень масла в АКПП?

Как проверить уровень масла в АКПП?

Не переключаются передачи

Как проявляются неисправности гидротрансформатора?

Двигатель глохнет при включении D,R или при остановке автомобиля

Сервис обратного звонка RedConnect